Норвегия 2008 (30 июня-7 июля)

back to HOME

примечание:
пожалуйста, не обращайте внимание на большое количество орф. и грам. ошибок :)

маршрут:
мы брали тур в ТурТранс вояж - 3 фьерда Авиа
катаемся с ними не первый раз - все устраивает. В данном туре левый ряд автобуса предпочтительней - красоты по дороге чаще слева по ходу.

30/06 Mosow-Oslo-Drammen (Rica hotel) по дороге встречалось множество озер с такими гранитными берегами-скалами. Но т.к. мы катились на автобусе - оставалось только хватать глазами.
могу отметить, что это эти 500км не самая красивая часть маршрута :). Были красивые обзорные виды - но viewpoints где бы можно было остановиться и посмотреть - как-то не наблюдалось
Drammen - приятный город - но 2-3 часов хватит за глаза вместе с покушать

(01.07)-E18-Stavanger-кораблик-Haugesund (Rica hotel)
оба города симпатичные в Stavanger можно побродить подольше в Haugesund - особо времени планировать не нужно.
Haugesund (город где родился отец Мэрилин Монро - ей установлен очень милый памятник - рядом с Rica hotel) хотя она там никогда не была.

(02.07)-кораблик-Stavanger-кораблик (экскурсия Lysefiord)-Preikestolen=Кафедра праповедника=The Pulpit Rock ( 604 м. над уровнем моря - пешком в гору и
обратно 7.6 км (3,8 км x2))-кораблик-кораблик-Haugesund (Rica hotel)
Preikestolen (Preacher’s Pulpit or Pulpit Rock) - самые сильные впечатления - я бы сравнил с моими впечатлениями от Гранд Каньена - хотя казалось бы что сравнивать - но это просто здорово - особенно когда свесиваешь ножки в пропасть и появляется ощущение, что туда соскальзываешь - хотя голова понимает, что это не так :)
 нажмите тут, что посмотреть еще фотографии
сама дорога пешком я бы сказал сложная. Лично я несколько раз себе говорил. что наверное вот затем поворотом уже цель подъема но ошибался :)
видимо у меня были сформированы неправильные ожидания о подъеме :) могу сказать, что видели там и беременных и детей - но подъем действительно не простой - как туда люди в дождь лезут - трудно представить и главное - ведь они не увидят того, что видно при ясной погоде :(. Но нам повезло день был отличный.
В этом же районе находится (дальше по фьерду) The chock stone Mt. Kjerag - камень зажатый между двух скал (жалко не смогли побывать т.к. были ограничены туром). На кораблике было прикольно покататься - подплывали к водопадикам - черпали воду и т.д.

(03.07)-кораблик-Bergen-Flam(железна дорога)-кораблик (экскурсия Narrow(Neroy) Fjorden)-Gudvangen-Laerdal (Laerdal hotel на фьерде)
Берген - симпатичный город - говорят там 360 дней в году идет дождь - нам повезло было солнечно :)
понравился окрестности в районе города Voss (горнолыжный курорт)
водопад Tvindefossen - прелесть рядом с местечком Tvinde
железная дорога во Flam - очень красивые виды поездом 20 км подъем 800+метров 2ч туда и обратно. Красивый водопад - если будет играть музыка ждите сюрприза :).
путешествие по Narrow(Neroy) Fjorden (включен в список Юнеско)- очень понравилось - столько водопадов я не видел никогда в жизни представляю, что тут творится в начале мая - когда потоки воды сильнее - причалили в Gudvangen - очень-очень симпатичное местечко.
Laerdal (Laerdal hotel на фьерде) - просто красиво - наблюдать из окна эту красоту. Там же мы решили вечером искупаться. Когда входил - сразу понял :) прохладней обычного - нырнул проплыл несколько метров и назад - местные сказали. что вода 8 градусов. У нас были 2-е наручных часов с встроенным
термометром - результат замера = местные обманули - вода была 11 градусов :)
В озерах вода ~18 градусов.

(04.07)-кораблик-Ледник Briksdail-Hellesyh (пешком туда обратено 2ч)-кораблик (экскурсия Geranger Fjorden)-дорога Орлов-кораблик-Alesund (Rica hotel)
дорога к леднику однокалейная (на 1.5 машины в ширину) - но при этом не наблюдалось никаких пробок - встречка уступала и мы уступали.
Ледник Briksdail - очень красиво - яникогда не видел ледников - красивый ГОЛУБОЙ ЛЕД - ВОДОПАДЫ - супер!
экскурсия Geranger Fjorden ((включен в список Юнеско)) - тоже красиво
на выходе проехались по дороге орлов (достаточно крутой подъем) наверху есть смотровая площадка - красивый вид.
Alesund - город который мне понравился больше всего - очень такой необычненький.
напротив (памятник) мальчика с портфелем - почему-то я его проассоциировадл с буратиной - отличный сувенирный магазин.
удивляет, что на высотах 600+ метров все еще лежит снег - как такое возможно непонятно :)

(05.07)-Lillehammer-Hamar (Scandic hotel)
(06-07/07)-Oslo (Thon hotel)
в начале дня проезжали мимо стены Тролей - если честно то не особо впечатлило - хотя народ, чтоб туда (на вершину) добраться - впервые полз аж 14-ть дней (это как гид рассказал - не очень верится - как-то долго - но проверять не буду)

Лилихамер - большая деревня :) - столица зимней олимпиады 1994 года
Осло - сувениры самые дорогие. были в нескольких музеях музеи супер (Контики, Fram, Лодки Викингов) лично мне было очень интерсно.
появилось желание прочитать книгу Тура Хейердала
в музеи можно отправиться на кораблике от ратуши где вруают Нобелевскую премию
галерея - бесплатно - понравился Van Dahl?
местные знаменитости скульптор и художник (картина "Крик" ...) - не вызвали притягивающего ощущения - хотя - сколько людей столько и мнений.
в конце водители сказали, что проехали 2500+км это не считая паромных переправ.

!!!Аэропорт Осло - будьте внимательны паспортный контроль после Duty Free - мы чуть не опоздали - как-то расслабились

Волновались за погоду - предыдущая группа была залита дождем :)
я так понимаю это нормальное явление. Я уже один раз был совсем немного в Норвегии в городе Бодо (Буда...) за полярным кругом
- было здорово
хотя это был ноябрь :) и в 3-4 дня часа уже было темно - но мне все равно очень понравилась природа и желание побывать еще
раз очень сохранилось :)
Что еще сейас там практически белые ночи - если хорошая погода - то в 12-1 ночи совсем совсем светло т.е. КПД поездки очень высоко - даже приезжая в города
в 9-10 вечера - было здорово гулять т.к. погода нам устроила праздник - было очень солнечно и только последние 2-ва дня сначала шел ливень - потом просто
дождик :) - но это нам для контраста да и вобщем уже было все равно т.к. все природные места мы уже посетили.

перелет в Осло:
самолет Norwegian Airlines - кушать в эконом классе за отдельные деньги :) (лететь почти 3 часа)
проблем не возникло - прилетели с небольшим опозданием.
Немного полезной информации:
напряженение 220в (розетки и вилки) как у нас - как в прочем и все единици измерения (км, кг....) как в РФ.
1 норвежская крона ~ (грубо) 5 рублей
бензин топливо 13.78 крон- 14крон т.е. 2,5-3 раза дороже чем в Москве
Скоростные ограничения на тех участках где мы ехали - максимально разрешенную скорость я видел 80 км/ч (не быстро - но наверное правильно)
будете видеть машины с зелеными номерами - хозяева таких платят меньше налог т.к. задние сидения они не используют как пассажирские.

Наши кредитки (Master Card) принимались везде и всюду - даже на рынке. Были исключения - но во многом это действительно исключения.

Tax-ы = налоги на товары и как их возвращать:
налог у них 25% т.е. товары стоят настолько дороже. Берите везде чеки Tax free (потом в аэропорту обменяете на евро или кроны) сумму которую вам вернут можно увидеть прямо на чеке - обычно она меньше 25 процентов т.к. вычетают сервисный сбор - но в
итоге набегает порядочно :) - да и приятно когда налог возвращают. Такой чек можно получить в местах-магазинах-сувенирных лавках (с меткой Tax Free) где его выдают - в правилах написано, что
чек может быть офрмлен если куплены пищевые продукты за раз на сумму от 285 крон, для вещей от 315 крон. Возврат налога можно получить в течении месяца с
момента покупки и при этом он должен быть непользован :) - товар нужно будет предъявить.

Отели:
останавливались почти везде в сети отелей Rica (абсолютно никкаких нареканий), пробовали Laerdal hotel на фьерде, Scandic hotel, Thon hotel везде мне понравилось. Единственное в Laerdal hotel на фьерде - завтрак послабее чем в других - но это мелочи - зато вид какой :), в Scandic hotel -
единственное, что напрягло, что мини бары были закрыты на ключ - думаю в связи с приездом русских - но это тоже фигня.
В остальном во всех отелях номера очень хорошие.

Города и т.д.:
Города - везде где мы останавливались мне нравилось - даже в Осло :)
Все города были очень приятными - лично мне очень (больше других) понравился Alesund.
Первое утро мы встретили в Drammen- милый городок с красивой ратушей и площадью перед ней - и местом где мы впервые поувствовали обалденный запах клубники
(сейчас время ее созревания в Норвегии). На вид она была бледненькая но вкус - я могу сказать честно такого я неппробовал ранее в своей жизни.
В других городах мы тоже покупали клубнику - она была тоже вкусная (вид у нее как у нас из парников - красивая и вкусная) но с той блеклой их нельзя ровнять.
Блеклая была просто супер и стоила 25 крон за маленькую корзиночку (я думаю туда 0.5 кг влазеет).
Все, что мы покупали позже в других городах стоило в райцоне 40 крон и было вкусное но не так :)

Тунели
Поражает бесконеное количество тунелей в горе/ах- у нас в Москве - построят один и гордятся, а там сотни таких.
Самый длинный был 25 км. Причем в нем были учтены интересы и страдающих клаустрофобией. В 3-х местах тунель расширяется, чтоб было можно остановиться и там освещение то синее то зеленое то другое (так говорят). последовательность освещения меняется -
мы застали - синий-зеленый-синий.
Гид рассказывала, что в предыдущий заезд группа считала сколько они тунелей за путешествие проехали - говорит на 530-м сдались :)

Детские сады
Еще интересно (со слов гида) в детских садиках на 3-х 4-х детей один воспитатель причем без специального образования. Кушают дети то, что принесли с собой из дому - спят на чем-то похожем на спортивные коврики - вобщем ростят викингов :) главная
задача воспитателей следить, чтоб дети себе и другим не навредили. Верится с трудом но мы сами видели на улицах тетенек с большими колясками (большие коробки на колесах) в которых по 4-ре детишки.

Козий сыр - такой коричневенький - цвет похож на варенную сгущенку. Вкус тоже :) только не очень сладкую.
у нас народ пробовал его есть сам по себе и многим не понравилось :) - на второй день нам объяснили, что нужно слой козьего положить на обычный сыр и так есть - вобщем нормально - многие запали.
Будете покупать в магазинах - обратите внимание - есть такойже по цвету но коровий (там корова нарисована) - соответсвенно на козьем коза. Что на рынках впаривают непонятно :) т.к. прозрачная упаковка :)

Китовое мясо, китовая, лосиная и оленья колбасы
Китовое мясо и колбасу в продаже видели только на рынке в Bergen-e
другие колбасы можно было купить в минисупермаркетах в других городах.
Мясо кита - видели в двух видах - обращайте внимание на срок годности.
Стоимость китового мяса ~370 крон кг
вкус как у рыбы - в целом вкусно - но не очень необычно
Икра красная и черная не вкусные - черная вообще фигня - если потрогать то пачкается т.е. это какой-то натуральный краситель
на икре какой-то валовой рыбы.

Linie Aquavit (Линия Экватора - еще называют Линия Жизни) - спиртное - но интересна легенда и способ приготовления.суть примерно такая - давным давно поплыли они за экватор - там у них спиртное со специями в бочках не купили (не нужно было
:) - вернулись обратно - выливать та жалко - ну и попробовали - оказалось вкусно - с тех пор - этот напиток так и готовят т.е. возят на кораблях по моему в Австралию и обратно. На бутылках на этикетке (внутренняя часть бутылки) написано - когда данная бутылка (точнее ее содержимое) пересекало экватор в одну и другую сторону. Можно купить в duty free в аэропорту -
только смотрите не навсех бутылках есть вожделенная надпись о пересечениях экватора. Купили - но еще не пробовали.

вода 0,33-0,5 не в универсамах стоит 23-30крон, в универсамах 11-12 (например в сети Spar)

Викинги - как оказалось у них шлемы были без всяких рогов :) - но в нашем воображении они без рогов не викинги - как говорится спрос рождает предложение :) - сувениров без рогов я невидел.
будете - ехать на полях много таких белых цилиндриков около метра в диаметре - так они хранят сено - как нам сказали - закатывают прям на поле и там оставляют.
гид сказала, что можно не бояться пить везде из крана - вобщем пробовали - проблем не было :)

травяные крыши домиков - нам рассказывали, что в древности использовали для козочек - если честно слабо верится - глубже я не копал :) - для козочек значит для козочек
В маленьких городах - покушать вечром проблема т.к. в час x - повора прекращают (в районе 9 вечера точно)
готвить и сваливают, а оставшиеся сотрудники подают только пиво и напитки. Вот и сидит куча народу и пьет только напитки.
Еще прикол, мы были в магазине после 8 вечера и наши взяли пива - только им на кассе его разрешили брать - мол поздно для покупки пива.

сметана по местному romme

интересно как работает программа по изучению Английского. Все западные фильмы на центральных каналах в частности штатаовские идут на родном языке производителя, а субтитры идут на норвежском - так на подсознательном уровне население изучает английский. Правда здорово!
мне трудно представить такое у нас в России.

А-НА - как оказалось норыежская группа - никогда об этом не задумывался

Проституция как оказалось не запрещена - гид сказала, что есть публичные дома.
на улицах представительниц древнейшей проф. видели. Народ даже умудрился спросить сколькостоит час - 800крон - не дешево :)

цены в ресторанах (Oslo на набережной) бутылка вина от 295 крон
блюда от 135 крон - вкусные от 200 :) Чаевые в счет не включены - можно прямо в счет дописать и на эту сумму зачарджат кредитку или просто вбить в принесенную машинку всю сумму с чаевыми. Очень вкусный местный суп с намешанными мидиями,
криветками и т.п.

со слов гида:
свитер Dale (настоящие - не китайские) без подкладки 200-250 Евро, с подкладкой 300-350 Евро
много китайского - поэтому выбирайте Dale
мы на свитора особо внимания не обращали - но были и чисто Норвежские и не по такой дорогой цене.

зато купили себе шкурку оленя (жалко его конечно - но лучше пусть живет у нас дома) - они тоже подразделяются по классам - отсюда и разброс цен от 75-100евро
они еще и размеров разные (но цены в классе одинаковые) у нас шкурка с мой рост т.е. 190см - это большая.

Спасибо Норвегия! страна оставила очень хорошие впечатления - горим желанием посетить северную часть - посмотреть на полярное сияние и т.д. :)